home буквы изображения действия биография e-mail

Пригов Дмитрий Александрович


ТРИПТИХ: ПОТАЁННАЯ СЛЕЗА / ДИТЯ И СМЕРТЬ / НАБОКОВ / ПОСЛЕДНИЙ ПОЦЕЛУЙ

совместно с  Natalia Mali 2001-2002 г.
ТРИПТИХ: ПОТАЁННАЯ СЛЕЗА ТРИПТИХ: ПОТАЁННАЯ СЛЕЗА

Все три фильма выстроены по жёсткой сюжетной линии и весьма минималистичны по своей стилистике. Каждая часть представляет различные модификации одного и того же единого образа: убийца, соблазнитель, коварный любовник. Образ сугубо театрализован и представляет собой некую модель - культурную мифологему. Предметы его манипулирования (поедаемая курица, разоблачаемая кукла, умирающая от любовных ласк рыба) несут на себе основную сюжетно-смысловую и метафорическую нагрузку.
В видеофильме The Last Kiss образ рыбы, естественно, вызывает в памяти все ассоциации, связанные с многочисленными мотивами из христианских писаний и мифологии. Естественно, что в контексте современной культуры акция с поеданием рыбы может иметь самый широкий спектр толкований - от экологических до всевозможных эротическо-перверсивных иллюзий. Это образ любви-взаимопоглощения, любви-игры и одновременно любви-фантома, завораживающей и зачастую помрачающей разум. Это событие, происходящее на границе смерти.

The Last Kiss The Last Kiss The Last Kiss The Last Kiss foto015.jpg foto022.jpg

ОБЛИТЕРИРУЮЩЕЕ ОМОВЕНИЕ

Видео перформанс ПМП Group 2004 г.
Облитерирующее Омовение Облитерирующее Омовение Облитерирующее Омовение Облитерирующее Омовение Облитерирующее Омовение

ПРИТВОРЕНИЕ ТУРГЕНЕВСКОГО ЮНОШИ

Видео перформанс ПМП Group 2004 год
Притворение Тургеневского Юноши Притворение Тургеневского Юноши Притворение Тургеневского Юноши Притворение Тургеневского Юноши Притворение Тургеневского Юноши

Наиболее читаемой драматургия взаимоотношения природного и культурного предстала во времена аристократического правления и, соответственно, властвовавшей тогда аристократической культуры. И не только даже в виде процветавшей куртуазности, но и, что является предметом нашего нынешнего внимания, в доминирующих и престижных способах артикуляции этой драматургии в образцах прекрасной поэзии, музыки, прозы, картин.

В определенном модусе рассмотрения эта драматургия выстраивалась в виде структуры природа - народ - культура (аристократия), где народ, занимая промежуточную позицию, с одной стороны, отгораживая аристократию от ужасов прямой нередуцированной природы, в то же самое время представлял пред ее лицом как бы целиком природу, которую можно было и надлежало полностью окультурить.

И, несомненно, в пределах русской культуры в наибольшей чистоте и даже, можно сказать, в некоторой прямолинейной простоте эта культурная стратегия нашла свое отражения в сочинениях Ивана Сергеевича Тургенева. В его знаменитых, прямо-таки знаково-геральдических образах-идеалах "тургеневских девушек", в их окультуривающей страсти почти преодолевающих половые (но не гендерные) различия.

В наше время эголитаризма и массовой культуры вся сумма народа и народов сдвинулась как бы в сторону "культуры", отрядив роль промежуточного звена огромному миру второй, нараборанной, человеческой природы. И основную презентативную роль в этом играют всякого рода антропоморфизированные игрушки и безделушки - вместилища нереализованной человеческой любви и страсти общения не с прямой, а препарированной природой. Вспомним хотя бы конструкцию Даниила Андреева, где в его распределенных и стратифицированных по степени просветленности мирах, в одном из них, достаточно высоком и престижном, человек после смерти встречается наравных с игрушками и литературными героями, в которых наиболее инвестированы человеческие чувства и энергия идентификации с этими субстратами природы. И, естественно, традиционно наиболее презентативным в данной роли предстает плюшевый мишка, Teddy Bear.

Описание перформанса:
Перформанс в виде хирургической операции (трепанация черепа плюшевого мишки) с помещением туда тергеневских текстов является как бы объединенной метафорой операций окультуривания нашeго времени и времен тургеневских.

НАРОД И ВЛАСТЬ СОВМЕСТНО ЛЕПЯТ ОБРАЗ НОВОЙ РОССИИ

Видео перформанс ПМП Group 2003 год
НАРОД И ВЛАСТЬ СОВМЕСТНО ЛЕПЯТ ОБРАЗ НОВОЙ РОССИИ

Видео-перформанс представляет собой аналог ритуальных операций по сотворению магических фигурок, вроде известных весенних выпечек в виде птиц и солнца, или лепки снежных баб. Сотворение подобных фигурок, позднее принявших вид символических скульптурных и живописных изображений, дошедших до наших времен, связано с представлением человека о возможности активного вмешательства в природные и космические процессы.
Аналогичным образом в данной видео работе, из теста вылепливается фигурка новой России – попытка способствовать ее быстрейшему и благополучному становлению. Народ (в русском языке имеющим мужской род) и Власть (женский род) представляют собой гендерную пару. Правда, в мифо-поэтических представлениях их функции ровно противоположны. Народ наделен некой пассивной порождающей силой, наподобие матери-Земли, в то время как власть наделена жесткой насильственно внедряющейся силой.
Но в этой перверсивной перепутанности ролей наиболее ярко как раз выступает именно сам магическо-ритуальный смысл перформанса.

КОРМЛЕНИЕ

Перформанс ПМП Group 2000 г.
КОРМЛЕНИЕ КОРМЛЕНИЕ КОРМЛЕНИЕ

Я-ТРЕТИЙ

Перформанс ПМП Group 2004 год
Я-ТРЕТИЙ Я-ТРЕТИЙ Я-ТРЕТИЙ Я-ТРЕТИЙ Я-ТРЕТИЙ Я-ТРЕТИЙ

Известно, что где соберутся три англичанина – там и парламент. Где три еврея – там и синагога. Где трое русских – там и партячейка (доперестроичный вариант), там и черно-серый бизнес (современный вариант). То-есть, третий – есть не простое арифметическое добавление к двум в качестве перехода ко многому, но является неким воспаряющим над ними образом и принципом в виде организационного и результативного импульса, имеющим в своем пределе Государство, Церковь, Общество.
Собственно, двое – нуклеарная семья (третий в виде и образе ребенка, в данном случае, представляется не полноценным третьим, но, в этом модусе рассмотрения, неким, так сказать, глюоном их внутренуклеарной связи) – всегда в своем пределе и идеале имеет этого реального и идеального третьего в себе. Всякая попытка радикального элиминирования его оборачивается тотальным беззаконием или провалом в экстатику. Наиболее распространенной обыденной работающей практикой представляется стратегия временного ускользание (типа, прикрывания иконы, являющейся экстрагированным третьим, при половом акте). Недаром, все регулирующие образования если и не отрицают эротических и экстатических проявлений, то пытаются включить их в институциональность посредством процедурности и дисциплины.
Описание перформанса:
Двое (нуклеарная семья, эротическая пара) все время пытаются отбросить третьего (сидящего с ними за одним столом) в несуществование, в незамечаемое небытие, в тайну) накидывая на него черное покрывало. Черное, которым они как бы избавляются от третьего, является классическим репрезентантом тайны и сокрытого ( в метафизическом распределении цветов, где черное – тайна, белое – энергия, красное – жизнь). Но это, конечно, иллюзорная отмена третьего, который все равно постоянно присутствыет за столом. В моменты “избавления” от него, оставшиеся двое стремительно поглащают горячую пищу - презентант и субстрат их эротической связи. Но третий регулярно возвращается, сбрасывает покрывало и читает некий монотонный, почти мантрический инструктивный текст. Эта монотонная процедурность в процессе перформанса постепенно овладевает всеми его участниками, последовательно подпадающими под его влияние и пропадающих в магии черного.

перфоманс перфоманс перфоманс

БЛЕДНЫЙ ПРИЗРАК МЕДЛЕННО ИСПАРЯЮЩЕЙСЯ ЕДЫ

Видео перформанс ПМП Group 2003 г.
БЛЕДНЫЙ ПРИЗРАК МЕДЛЕННО

Видеоперформанс, состоящий из трех частей, каждая из которых посвящена процессу опосредования действительности живым человеческим диалогом, который выстраивает "настоящую" реальность происходящего на экране, наделяя его конкретным смыслом.
В работе "Бледный Призрак Медленно Испаряющейся Еды" объектом наделения значением выступает нечто, что должно пониматься как еда, но которое в своей визуальной чистоте более, чем абсурд не воспринимается. Именно витиеватые диалоги, которые ведутся персонажами на различные темы - от поэзии до тонкостей изысканной кулинарии, - создают ощущение абсолютной нормальности и глубокой осмысленности развертывающегося перед нами действа.

ОДОМАШНИВАНИЕ КАРТОФЕЛЯ

Видео перформанс ПМП Group 2003 Арт-Москва
ОДОМАШНИВАНИЕ КАРТОФЕЛЯ

Перформанс "Одомашливание картошки" является составной частью системы однородных перформансов, задача которых заключается в генерировании определенного типа ритуалоподобных действий и поведенческих практик, посредством которых может выполняться манипуляция самых различных предметов окружающего мира. Это серия перформативных действий нацелена на активацию проявлений древних и интимных форм человеческих взаимоотношений с природными финоменами и повседневными предметами. Таким образом, преформансы представляют собой воспроизведение определенного типа воображаемых ритуалов, ассоциируемых с доисторическими культами и эпохами, когда были предприняты первые опытные попытки по насыщению окружающей реальности элементами человеческой культуры.
"Одомашливание кортошки" это коллективное семейное действие, осуществляемое Пригов Family Group или ПМП (Пригов-Мали-Пригов) с целью приручить и одомашнить картошку, как представителя дикой и враждебной природы. В рамках этой серии перформансов семья функционирует как основная, первичная и базовая социально-культурная единица, ритуализрованная форма жизни которой призвана наполнить природу человеческой культурой и установить особые, почти личные отношения с окружающим миром.

ДУЭТЫ

Видео перформанс ПМП Group
ДУЭТЫ

Три сюжета на тему: Общение в состоянии изменённого сознания. Магические практики имеют целью, как правило, привести человека в состояние изменённого сознания, в пределах которого, он общается с высшими сущностями, либо с другими людьми на ином уровне. Подобные состояния и узучает данный проект под названием "Дуеты".
В представленных сюжетах два человека разных возрастов, как некие психо-соматические повторяющиеся патерны, взаимодействуют друг-с-другом в разных комуникативых ситуациях. Статичная камера являет собой позицию некоего отстраненного, но внимательного слежения этих, немного театрализованных ситуаций, олицетворяя вечноприсутсвующего Третьего, виртуально участвующего в событии.









home _ буквы _ изображения _ действия _ биография _ mail